История праздника от Древней Руси до наших дней
В прошлом веке Новый год в течение нескольких лет и вовсе находился под строгим запретом. «Городские вести» рассказывают, кому удалось вернуть праздник и как со временем изменились его символы и традиции.
Было время, когда всеми любимый праздник не ассоциировался с зимой, снегом, морозом, салатом «Оливье», мандаринами и наряженной елкой, а ознаменовывал приход весны.
01
Древняя Русь
02
Московское государство
04
Российская империя
05
Советский Союз
03
Петровская Русь
Итальянцы в новогоднюю ночь выбрасывают из окон ненужные вещи — считается, что чем больше выкинуть, тем лучше сложится следующий год.
В Дании ровно в полночь, «на счастье», бьют старую посуду, которую копили целый год. Особенно важно сделать это на пороге дома друзей или близких. Также датчане в новогоднюю ночь стараются подпрыгнуть как можно выше, чтобы достать удачу.
Испанцы под бой курантов должны успеть съесть 12 виноградин, запивая их вином. В противном случае, загаданные желания могут не исполниться.
В Панаме принято сжигать чучела политиков, спортсменов и других известных людей, олицетворяющих негатив. Таким образом панамцы избавляются от неприятностей.
Если в новогоднюю ночь пройти с пустым чемоданом по Перу, то весь следующий год гарантировано пройдет в путешествиях.
Бразильцы в Новый год наряжаются в белые одежды (символ успеха, удачи, счастья и изобилия) и отправляются к океану, чтобы опустить в него букеты белых цветов и отправить на лодке подарки богине моря.
Самые необычные новогодние традиции
Доподлинно не известно, когда именно отмечался Новый год в языческой Руси. По некоторым источникам его праздновали в день весеннего равноденствия 22 марта, по другой версии — на Масленицу, которая символизировала начало нового жизненного цикла.

Главным же зимним праздником у наших предков считался Коляда (прообраз современного Рождества), который проходил в дни зимнего солнцеворота с 21 или 22 декабря до 6 января. Перед этим праздником было принято убирать дом, отпариваться в бане, гасить старый огонь в печах и разводить новый, изготавливать печенье в форме коров-рогаликов, кренделя, баранки.

Ночью разводили огромный костер, и в течение 12 дней водили вокруг него хороводы, пели, танцевали, прыгали через пламя, чтобы очиститься от злых помыслов.
Древняя Русь
После крещения Руси (988 г.) год открывал март, и праздник отмечался в день появления новой луны, когда приступали к сельхозработам. Это не удивительно, ведь все, что связано с кормилицей-землей, было очень важно для людей того времени.

В 13−14 веках православная церковь перенесла дату празднования с 1 марта на 1 сентября. А в 15 веке Иоанн III издал официальный указ, в котором датой празднования гражданского и церковного Нового года назначил 1 сентября. В Москве в этот день проходили массовые гуляния, в церкви звонили колокола, а ровно в полночь раздавался пушечный выстрел.
Московское государство
Последний раз 1 сентября Новый год встречали в 1699 году. 20 декабря этого же года Петр I издал указ, согласно которому он начинался с 1 января, а Рождество 7 января. Тем же указом около дома рекомендовалось ставить украшения в виде хвойных веток или деревьев и соблюдать другие европейские традиции.

Новый 1700 год в Москве отмечали целую неделю с веселыми гуляниями и фейерверками. После смерти Петра этот указ благополучно забыли, и только питейные заведения продолжали соблюдать традицию, устанавливая новогодние убранства на своих крышах. Ель в качестве новогоднего символа так и не прижилась — на Руси предпочитали березу, а хвойное растение воспринимали как дерево смерти — его ветками выстилали путь перед похоронной процессией и бросали в могилу.
Петровская Русь
На рубеже 18-19 веков гражданский Новый год особо не отмечался, акцент сместился в сторону Рождества. Обычай наряжать к зимнему празднику ель начинает постепенно проникать в русскую культуру. Это связано с большим количеством немцев, обитающих в столичных городах - в Германии елку в качестве главного символа Рождества начали использовать еще в 16 веке.

К началу 40-х гг. 19 века елка уже стала обязательным атрибутом рождественских праздников в богатых домах. О елке заговорили в печати, их стали продавать, устраивать детские елки в богатых домах. Дерево украшали свечами, китайскими фонариками, цветами и сладостями. Именно поэтому рождественские ели продавали в основном в кондитерских. Стоили они очень дорого по тем временам – 200 рублей ассигнациями. Праздник для детей с раздачей подарков стали называть «Елкой». Зимнюю красавицу устанавливали прямо в день Рождества, после всенощной службе в храме. Украшения мастерили всей семьей – это была традиция. Вершину венчали Вифлеемской звездой, под елкой ставили Деда Мороза и Снегурочку, сочетавших в себе черты русского фольклорного Мороза и европейского Санта Клауса. Образ Снегурочки был взят из русской народной сказки и западных зимних персонажей - святых Екатерины, Люции и др. Крестьяне долго не принимали елку и рубили ее только для господ, а сами продолжали встречать Рождество и Святки по старым обычаям.
Российская империя
После революции новая власть пыталась превратить Рождество Христово в «комсомольское рождество», и начались гонения на «буржуазную ёлку». Так, в начале 1920-х гг. в одном из полков в сосну закрепили чучело, изображающее мировой капитал, на ветках повесили проткнутые штыками куклы Колчака, Юденича, Деникина, а на верхушку взгромоздили красноармейскую звезду. В честь праздника также ставили спектакли на революционные темы. Комсомольское рождество велено было считать не праздником, а битвой за освобождение сознания рабочего от религиозного дурмана.

Но попытка придать елке новое революционное звучание не увенчалась успехом — для большинства людей елка по-прежнему оставалась рождественским деревом. Первыми яростно отстаивать детскую елку начали матери, написав коллективное обращение в «Женский журнал» за 1928 год, где приводили аргументы в защиту праздника, сделав акцент на том, что заменить елку для детей нечем и предложили связывать наряженное дерево не с религиозным праздником, а с гражданским Новым годом. Но несмотря на это с елками, как проявлением религиозного христианства и антизападной пропаганды, продолжали бороться. В детских садах и школах елки запрещали, предлагали в эти дни походы на лыжах, занятия в кружках и т. д. В 1929 году был утвержден новый режим работы, введена пятидневка, церковные праздники отменены, и Рождество превратилось в обычный рабочий день. Но полностью праздник и елку искоренить не удалось — ее ставили тайно. Шли годы и стало понятно — люди, лишенные праздников, становятся неуправляемыми, поэтому решено было их вернуть. В канун нового 1936 года организовали коллективные новогодние елки для детей во всех городах и колхозах. Ее украшениями стали все достижения СССР — красная звезда, красноармейцы, парашютисты, самолеты, игрушки из ваты, картона и бумаги, проволоки, жести, дерева и т. д. Новый год стал государственным праздником. С января 1937 года главную елку Страны Советов начали устанавливать в Москве, в Колонном зале Дома Союзов. В 40-е годы свечи постепенно заменили электрическими гирляндами.

С 1 января 1948 года первый день Нового года стал нерабочим. Появились особые атрибуты праздника — салат «Оливье», «селедка под шубой», мандарины, новогодние песни, открытки. До начала 1960-х гг. Новый год был коллективным праздником — на предприятиях, в клубах, в ДК устраивались костюмированные балы, общие застолья, «новогодние огоньки». Праздничные постановки рассказывали о достижениях страны за уходящий год. В качестве елочных игрушек стали делать стеклянные фигурки аэропланов, ракет, спутников, поездов, парашютистов и т. п.
В 70-е гг. праздник приобретает более интимный характер. Появилась традиция слушать новогодние обращения первых лиц государства, загадывать желания под бой курантов. Сейчас он стал по-настоящему семейным. Несмотря на то, что с 7 января 1991 года Россия вновь стала отмечать Рождество на государственном уровне, елка так и не вернула себе статус рождественского атрибута, и по-прежнему остается новогодним деревом.
Советский Союз