После революции новая власть пыталась превратить Рождество Христово в «комсомольское рождество», и начались гонения на «буржуазную ёлку». Так, в начале 1920-х гг. в одном из полков в сосну закрепили чучело, изображающее мировой капитал, на ветках повесили проткнутые штыками куклы Колчака, Юденича, Деникина, а на верхушку взгромоздили красноармейскую звезду. В честь праздника также ставили спектакли на революционные темы. Комсомольское рождество велено было считать не праздником, а битвой за освобождение сознания рабочего от религиозного дурмана.
Но попытка придать елке новое революционное звучание не увенчалась успехом — для большинства людей елка по-прежнему оставалась рождественским деревом. Первыми яростно отстаивать детскую елку начали матери, написав коллективное обращение в «Женский журнал» за 1928 год, где приводили аргументы в защиту праздника, сделав акцент на том, что заменить елку для детей нечем и предложили связывать наряженное дерево не с религиозным праздником, а с гражданским Новым годом. Но несмотря на это с елками, как проявлением религиозного христианства и антизападной пропаганды, продолжали бороться. В детских садах и школах елки запрещали, предлагали в эти дни походы на лыжах, занятия в кружках и т. д. В 1929 году был утвержден новый режим работы, введена пятидневка, церковные праздники отменены, и Рождество превратилось в обычный рабочий день. Но полностью праздник и елку искоренить не удалось — ее ставили тайно. Шли годы и стало понятно — люди, лишенные праздников, становятся неуправляемыми, поэтому решено было их вернуть. В канун нового 1936 года организовали коллективные новогодние елки для детей во всех городах и колхозах. Ее украшениями стали все достижения СССР — красная звезда, красноармейцы, парашютисты, самолеты, игрушки из ваты, картона и бумаги, проволоки, жести, дерева и т. д. Новый год стал государственным праздником. С января 1937 года главную елку Страны Советов начали устанавливать в Москве, в Колонном зале Дома Союзов. В 40-е годы свечи постепенно заменили электрическими гирляндами.
С 1 января 1948 года первый день Нового года стал нерабочим. Появились особые атрибуты праздника — салат «Оливье», «селедка под шубой», мандарины, новогодние песни, открытки. До начала 1960-х гг. Новый год был коллективным праздником — на предприятиях, в клубах, в ДК устраивались костюмированные балы, общие застолья, «новогодние огоньки». Праздничные постановки рассказывали о достижениях страны за уходящий год. В качестве елочных игрушек стали делать стеклянные фигурки аэропланов, ракет, спутников, поездов, парашютистов и т. п.
В 70-е гг. праздник приобретает более интимный характер. Появилась традиция слушать новогодние обращения первых лиц государства, загадывать желания под бой курантов. Сейчас он стал по-настоящему семейным. Несмотря на то, что с 7 января 1991 года Россия вновь стала отмечать Рождество на государственном уровне, елка так и не вернула себе статус рождественского атрибута, и по-прежнему остается новогодним деревом.